Проблема городского вегетарианства

Вопрос: уважаемый Вячеслав Олегович, хотелось бы уточнить в дополнение к идее вегетарианства, как части идеи ненасилия. Допустим, не употребляю в пищу мясо, рыбу, яйца. Молоко же, по Ведам, полезно большинству людей в любом возрасте. Встречал где-то в Шримад-Бхагаватам пример, как саньяси вполне может ограничиться в день лишь небольшим количеством молока, и это будет вся его еда в этот день. Например, у многих лекторов, распространяющих ведические знания, встречал такое – «перед сном полезно выпить немного молока с мёдом и специями». Так и делал какое-то время, а потом озадачился. Т.е., проблема не в молочных продуктах (там и про «промышленный» мёд есть статья), а в том, как их получают в промышленных масштабах. В любом случае, если обычный горожанин отказывается от явно убойной пищи, оставляя «промышленное» молоко в своём рационе, это шаг вперёд, но недостаточный, правильно понимаю? Таким образом, можно спокойно употреблять в пищу молочные продукты и мёд, если мы видим, как они получаются: без насилия над животными. Если же у нас нет возможности доступа к такой пище, то лучше от неё отказаться, ограничившись чисто растительной. Так ли?

Антон Ветров

Ответ: путаница появляется тогда, когда мы духовный путь рассматриваем как сугубо идею ненасилия — ахимса-врату. Но путь к Богу только через ненасилие — это путь, рекомендуемый отдельными традициями, например последователями Джайнизма. Однако, судя по беседе Кришны с Арджуной на поле битвы Курукшетра, идея однобокого ненасилия сентиментальна и неприменима в реальной жизни, требующей исполнения долга, хотя, конечно же, такая идея очень привлекательна. В законах Ману объясняется, что домохозяин, хочет он того или нет, совершает пять видов греха, связанных с насилием: зажигает очаг, использует точильный камень, подметает пол, перемалывает продукты в ступе, кипятит воду и т.п. Для искупления прегрешений, совершенных посредством всех этих пяти видов насилия, домохозяину предписано ежедневное исполнение пяти великих жертвоприношений: обучение — жертвоприношение Брахме, тарпана — жертвоприношение предкам, хома — жертвоприношение богам, бали — жертвоприношение духам и гостеприимство -жертвоприношение людям. Так как в наше время путь жертвоприношения непрактичен, все жертвоприношения свелись к молитвенной практике, посвящению своего времени воспеванию имён Бога. Так что бытового насилия, как такового, не избежать, Бог это понимает и призывает нас не к отказу от насилия как такового, что невозможно для действующего человека, а к отказу от ненужного насилия, которого можно избежать. Вот употребления мяса точно можно избежать, этому мы и следуем. А вот насилия на поле битвы Курукшетра избежать было невозможно, поэтому оно не было греховным. Точно так же мы не можем избежать насилия, которое проводится в государственных масштабах в плане продуктов питания, но это не причина отказываться от рекомендованной Богом пищи. Замены молоку, сыру, маслу, мёду, овощам, зерновым, бобовым и другим важным продуктам питания просто нет, это единственная пища, которая помогает нам идти по пути самоосознания. Наш путь — это путь исполнения долга. Мы делаем то, что можем, и с наименьшим насилием. В данный момент мы можем сожалеть о современных методах экономики и нести знания о том, как вести духовный образ жизни. Если мы можем дать миру чистые продукты, надо их дать. Если же не можем — надо их купить, и сам факт использование этих продуктов на служение Богу принесёт всем благо. Попытка полностью отказаться от насилия — в принципе нереальна. Тогда надо ходить пешком, желательно босиком, ведь ездить на машине — это согласиться с насилием в виде отбирания нефти у матери Земли. До и передвигаясь босиком, придётся передавить немало невинных букашек… Поэтому наш путь — не путь страуса, который пытается спрятать голову от проблем в песке, наш путь называется юкта-вайрагьей — путём одухотворения всего, что попало нам в руки, будь то молоко, мёд, самолёт или лада-калина…

Ваш Рузов В.О. Наша группа в ВК https://vk.com/public150554727?w=wall-150554727_66

Волонтерская вакансия: помощник технического директора телеканала «БАЛАНС-ТВ»